
Грязное дело: в Латвии запрещают бороться с коррупцией

В Латвии арестовали журналиста Лато Лапсу, занимающегося расследованием коррупции в высших эшелонах чиновничьего аппарата. Он утверждает, что его арест заказан «мафиозной сетью», захватившей, по мнению Лапсы, власть в государстве. Прокуратура не нашла аргументов, чтобы удержать журналиста в следственном изоляторе более двух суток, и распорядилась освободить его. Теперь Лапса пообещал обнародовать скандальные факты, касающиеся одного из ключевых чиновников страны. Подробности — в материале «Известий».
Профессиональный разоблачитель
55-летний Лато Лапса известен в Латвии как профессиональный «разгребатель грязи». В свое время он работал заместителем главного редактора в официозном издании Diena, а позже возглавлял крупнейшее в стране новостное агентство LETA. Но Лато Лапса выбрал для себя иной путь. В 2007 году он написал первую свою скандальную книгу «Кухня судопроизводства». В ней описывалось, как адвокат Андрис Грутупс, являвшийся тогда одним из самых влиятельных людей в Латвии, выстроил коррупционную структуру, в рамках которой судьи и прочие юристы на службе государства обтяпывают — либо за деньги, либо по знакомству — дела разных состоятельных лиц.
Для того чтобы издать эту книгу, Лапса заложил квартиру матери. Но риск оправдался, ибо «Кухня судопроизводства» быстро вышла в Латвии в бестселлеры. На смелого журналиста посыпались иски, и прокуратура завела на него несколько уголовных дел, от которых Лапса сумел отбиться, ибо представил исчерпывающие доказательства истинности изложенных в его книге фактов. Второй нашумевшей книгой Лапсы стала вышедшая в 2009 году «Крах Parex: невежды, глупцы и преступники». В ней он обратился к событиям недавнего прошлого. В 2008 году власти Латвии решили спасти крупнейший тогда в стране частный банк Parex, которому грозило банкротство. На спасение национализированного им банка правительство потратило примерно €1,7 млрд — а потом, продав его, получило в несколько раз меньше. Лапса писал, что такие усилия по спасению банка были предприняты только потому, что многие представители правящей элиты держали там свои вклады.
В 2010 году Лато Лапса опубликовал книгу «Вайрина кухня, или Игры власти». Ее главной героиней стала экс-президент Вайра Вике-Фрейберга. Эта бывшая гражданка Канады возглавляла Латвию в 1999–2007 годах — именно при ней государство вошло в ЕС и НАТО. В книге были обнародованы счета затрат, сделанных Фрейбергой за время ее пребывания во главе страны. Оказалось, что за пять лет президент потратила только на парикмахеров $82 тыс., а всего за полгода $180 тыс. — на кондитерские изделия. Впрочем, по словам Лапсы, это не самое главное. «Президент как Верховный главнокомандующий получала деньги из минобороны. По моим данным, речь идет о шести-семизначных цифрах», — уверял журналист.
По его мнению, президент сделала всё, чтобы выжать из своего поста максимум материальных выгод. «Госпожа Вике-Фрейберга нам долгие годы рассказывала о том, как она приехала из демократического и правового мира и не понимала, как люди могут здесь жить в коррупционном постсоветском пространстве. Но, как видно, она хорошо освоилась и чувствует себя здесь просто замечательно. Она отлично поняла, каким образом тут всё устроено, как по блату получить то, что по закону не положено», — иронизировал Лапса. Позже журналист обнародовал еще один нюанс, оказавшийся для Фрейберги особенно унизительным: выяснил, что она, покидая пост, присвоила швейцарские ручные часы стоимостью $850, официально подаренные ей во время одного из зарубежных визитов. Хотя по закону подарки такого рода президент по истечении срока своей должности обязан сдавать государству.
Впоследствии в зону внимания Лапсы попали и мэр Венстпилса, крупный латвийский олигарх Айвар Лембергс, и экс-премьер-министр Андрис Шкеле, и бывший министр путей сообщения Айнар Шлесерс и новый президент Латвии Андрис Берзиньш. Всех их он уличал в коррупции, в сколачивании больших состояний неправедным путем и злоупотреблении нахождением у власти. Первые же серьезные неприятности настигли Лапсу летом 2021 года, когда он занялся изучением биографии очередного президента Эгила Левитса, которому в конечном счете посвятил целых две книги — «Самозванец» и «Властолюбец». Лапса выяснил, что Левитс в карьерных целях сфальсифицировал часть своей биографии. В частности, президент рассказывал, что его отец был «диссидентом» и «борцом с советской властью» — в то время как на самом деле Левитс-старший являлся коммунистом и в 1940 году, когда республика вошла в состав СССР, участвовал в национализации частных латвийских предприятий. Перед выходом книги «Властолюбец» дом Лапсы навестила полиция, которая провела там обыск, а самого журналиста на несколько часов задержала. Но, несмотря на все старания, поводов для того, чтобы бросить его в тюрьму, прокуратура тогда не нашла.
«Теперь вы живете в фашистской стране»
В январе 2025 года Лапса сообщил в соцсети, что в последние годы его жизнь подвергается серьезной опасности. «Я должен был сдохнуть уже три года назад. И только каким-то Божьим чудом я эти три с половиной года жив», — уверяет журналист. Он рассказал, что с ним на контакт вышел некий «известный» юрист, передавший «коммерческое предложение». Лапсу настоятельно просили воздержаться от работы над новой серией книг, в которых, по словам журналиста, «будут обнародованы уже совсем жуткие и скандальные факты о той преступной сети, что правит бал в полиции, прокуратуре и судебной системе».
В случае отказа журналисту обещали всяческие неприятности. В случае же согласия Лапса получил бы завуалированную взятку — крупные суммы из государственных фондов культурного капитала и общественной интеграции — якобы на издание книг о Японии и об истории латышских стрелков. Более того, Лапсе пообещали, что если он «будет себя хорошо вести», то бывшая начальница государственной налоговой службы Иева Яунземе может отозвать свой иск о клевете. Яунземе подала этот иск против Лапсы, после того как он опубликовал статью о ее деятельности. Журналист ответил на «коммерческое предложение» отказом.
А 30 января Лапсу задержали и поместили в следственный изолятор. Как туманно выразились в прокуратуре, журналисту предъявлены «подозрения в нарушении запрета на размножение материалов уголовного дела, в незаконных действиях с данными физического лица, в легализации финансовых средств или иного имущества, полученного преступным путем, а также в клевете». Лато Лапса передал из камеры на волю письмо — листок бумаги, исписанный от руки. Друзья журналиста разместили это послание в его профиле в социальной сети.
Лапса сообщил: «Утром 30 января меня в публичном месте задержали сотрудники отдела полиции по борьбе с организованной преступностью и тяжкими преступлениями, надели наручники. Конечно, они были лишь исполнителями». Лато Лапса считает, что его «заказала» окопавшаяся в правоохранительных органах «преступная мафиозная сеть», конкретно же, по его мнению, «следы ведут к генеральному прокурору Юрису Стукансу, его сообщникам и заказчикам». Журналист не сомневается, что его «преступлением» стало написание и издание книг «Банда гиен» и «Бизнес-проект гиен». Журналист иронически обратился к общественности: «Поздравляю, теперь вы живете в фашистской стране, где вас могут держать в наручниках за то, что вы пишете книги и говорите правду».
Позже Лапса передал на волю второе письмо. В нем он конкретизирует причины своего задержания: «Есть три книги, ставшие основой для преступного заказа. Две уже вышли и еще есть в продаже — и в книжных магазинах, и в магазине электронных книг Яна Розе. Третья — «Ментовский притон» — в типографии. Из соображений безопасности — не в Латвии. А будет еще и четвертая, товарищ Стуканс, так как заказ провалился и компьютер с материалами и с видео, где фигурируете вы и стол в прокуратуре, а также еще некая персона, найти и конфисковать не удалось. Эта книга будет называться «Уголовник».
Лапса утверждает, что за ним «незаконно следили» и угрожали. «Увидев, что ни угрозы, ни слежка никаких результатов не дают, представители мафиозной сети решились на крайний шаг. Они решили запугать меня демонстрацией брутальной силы и власти, заодно попытавшись заполучить мой рабочий компьютер. Они надеялись, что в нем найдется информация, столь тревожащая Юриса Стуканса и его преступных компаньонов. В том числе видеозаписи, которые позволяют мафиозной сети шантажировать Стуканса и которые в случае их обнародования привели бы данную персону на скамью подсудимых», — утверждает Лапса.
Впереди еще много интересного
По словам журналиста, он, предвидя свой арест, заранее позаботился о том, чтобы скрыть всю интересующую Стуканса информацию в недоступном для его людей месте. Лапса подчеркивает, что захватившая Латвию «мафиозная сеть» со своими «выгодополучателями» живет в убеждении, что государство и его жители предназначены для удовлетворения их потребностей. «Поэтому и каждому из вас, жители Латвии, надо считаться с тем, что любое противостояние этим врагам Латвии может закончиться для вас, как и для меня, арестами, обысками, наручниками и не только», — считает он.
Послания Лапсы из-за решетки не осталась незамеченными общественностью, в большинстве своем выразившей арестованному журналисту свою поддержку. «Ждем публикации книги с нетерпением. Поскольку я хорошо знаю, кто такой Стуканс и что политикам доступны видео его сексуальных развлечений с молодыми мужчинами, не удивлюсь, что он сделает что угодно», — написал один из латвийцев. В соцсетях началась кампания в поддержку журналиста — люди постят в своих аккаунтах красный квадратик с белым силуэтом лисы и надписью на латышском языке: «Я — лиса» (lapsa на латышском означает «лиса»)
По латвийским законам задержание может длиться не более 48 часов. Дальше — или арест, или освобождение. И 1 февраля Лапсу выпустили на свободу. Видимо, у прокуратуры не нашлось аргументов, достаточно весомых для того, чтобы оставить журналиста за решеткой. Однако схватка продолжается. Лато Лапса не отказался от планов публикации «Ментовского притона» и считает, что персонажи этой книги продолжат свои попытки остановить его. Так что, судя по всему, впереди у зрителей этого «сериала» еще немало интересного.
Представители русской общины страны наблюдают за ситуацией со смешанными чувствами. Лапса — далеко не первый журналист в стране, оказавшийся под репрессиями. Несколько десятков местных работников прессы подверглись преследованиям за сотрудничество с российскими СМИ. Но те журналисты были русскими по национальности, а Лато Лапса — мало того что этнический латыш, так еще и придерживается вполне националистических взглядов.
Оппозиционный латвийский журналист Юрий Алексеев, вынужденный бежать, спасаясь от тюрьмы, в Белоруссию, отмечает: «Лато — мой убежденный идеологический противник, латышский националист. Но не упоротый тупой хуторянин, как все они, а умный, что для меня странно. Знаю Лато лет двадцать пять. Как-то за рюмкой чая зашла между нами речь о больном вопросе — месте русских в Латвии. Лато мне серьезно и аргументированно объяснил, что Латвия — страна латышей, а вы, русские, здесь оккупанты, потому ваше место — платить и каяться. Свобода слова тут только для латышей. А вы свое мнение держите под веником. Это я не дословно излагаю, но по сути...»
Справедливости ради надо отметить, что Лапса публиковал на своем портале Pietek.com интервью с гонимыми русскими журналистами. Юрий Алексеев вспоминает, что, когда в 2017 году на него завели уголовное дело, сфальсифицировав улики, он обращался в разные газеты с просьбой дать возможность изложить свою позицию. «Латышские вообще проигнорировали, а русские взяли «короткий комментарий», сократив до двух строк. Типа «прокремлевский активист Алексеев» сказал «не виноватая я», — вспоминает журналист. Лишь Лато Лапса согласился разместить на своем портале обширное интервью с Алексеевым.
В свою очередь, правозащитник Владимир Линдерман отмечает, что у ареста Лато Лапсы две главных причины. «Во-первых, книги Лапсы, где он выносил на всеобщее обозрение секреты политической кухни. Многим влиятельным персонам это не нравилось. Во-вторых, его портал Pietiek.com, не подчиняющийся цензуре. Только там я мог публиковать свои статьи о репрессиях в Латвии», — сообщает Линдерман.
Политолог Максим Рева, знаток стран Балтии, в разговоре с «Известиями» на примере Лапсы пояснил суть построенной в Латвии этнократической системы. «Как бы то ни было, Лато Лапса отделался 48 часами за решеткой. Он латыш, он «правильный»: стало быть, совсем уж несправедливо поступать с ним нельзя. А вот русский видеоблогер Дмитрий Матаев, смело критиковавший власти Латвии за коррупцию, бесхозяйственность и национализм, получил в прошлом году год тюрьмы. Домохозяйке Елене Крейле, выставлявшей в окне своей квартиры российские флажки и лозунги о дружбе России и Латвии, дали три года. В рижской тюрьме умирает без медицинской помощи Светлана Николаева — ее арестовали за то, что она привезла фигуранту политического дела от его сестры из России денег на адвоката. Вот их судьба почти никого в Латвии не волнует, их участью латыши не возмущаются», — отмечает Рева.